Статьи
13.04.2014

Исток классической русской прозы

44Великолепный творец отечественной прозы, С.Т. Аксаков прекрасно знал и любил русскую поэзию, превосходно ее декламировал и, кстати, сам начинал как поэт.

Удивительным фактов возможно является то, что все русские классики создатели прозы начинали свой путь как поэты: Лермонтов, Пушкин, Тургенев и Гоголь.

Аксакова, его «Семейные Хрники» ставшие знаковым произведением русского классицизма в литературе, на самом деле читали не многие. Пожалуй трудно избавится от предубеждения, что Хроники это что то скучное. Так, пролистывая первые страницы, вы вряд ли особо проникнитесь особым интересом — спокойное повествование не может так остро захватить душу, заинтересовать. Поэтому многие отвечающие : » Ну, как же, Аксаков, Абрамцево, знаю!» —  на самом деле не читали этой книги и не смогли получить тот бесценный дар животворных токов русской литературы.

Влияние С.Т. Аксакова на на творчество русских классиков 19 века

Не важно, что вы так и не осилили Аксакова. В той или иной мере вы получили толику его мировоззрения через  творчество Пушкина, Гоголя,  Тургенева и Толстого.

Конечно, вы возразите: «Как так возможно? Семейные Хроники были опубликованы намного позже смерти А.С. Пушкина и уже после кончины друга — Н.В. Гоголя».

И тем не менее, известно, что Аксаков начал создание Хроники намого, намного раньше. Еще в 20-е годы. Опубликованный им рассказ «Буран» — набросок будущего романа. И он, и это установленный факт, оказал влияние на Пушкинскую «Капитанскую дочку».

Но Аксаков, творил свою Хронику не только письменно, но и устно, рассказывая фрагменты будущей книги разным слушателям.

Как заявлял Гоголь — он не может завершить свой роман Мертвые души без Аксаковкой «Хроники» и настоятельно просил записывать эти рассказы.

Примерно в 40-м году Сергей Тимофеевич, под настойчивым напором Гоголя все же взялся за роман, но записав страниц 20 оставил, собираясь вернуться к нему лет через шесть.

43

Вряд ли можно объяснить обычным нежеланием писать или недостаточным опытом. Одной из основных причин можно считать то, что Сергей Тимофеевич был погружен в полное, личное общение с людьми, оказавшее историческое влияние на творческие умы.

Трудно даже перечислить всех людей с которыми был тесно знаком С.Т. Аксаков. Семейная и общественная жизнь полностью поглощала писателя, и только в 50-х годах, в связи с обострением болезни, уехав в деревню, Аксаков может наконец завершить начатое более 30 лет назад произведение.

Вот поэтому, можно с уверенностью сказать, что «Семейные Хроники»  возникли гораздо раньше и «Капитанской дочки» и «Героя нашего времени» и «Мертвых душ». И это первое классическое произведение великой русской прозы 19 века.