Взгляды Аксакова на театральное искусство со временем менялись. Так, в молодости, он был против изображения на сцене повседневной жизни, такой, например, как изображение мошенников, которые тащат деньги из карманов. Но с годами его взгляды изменилось, особенно после комедии Н.В. Гоголя «Игроки», он признал, что воспроизведение низкого и пошлого может быть присуще театру, и нисколько не оскорбляет душу человека.
В двадцатые годы девятнадцатого века взгляды Сергея Тимофеевича на искусство сцены претерпели значительную эволюцию. Все явственнее на первый план выходит реализм. Еще молодому Аксакову помогли понять новую сценическую школу гениальные актеры той эпохи Павел Мочалов и Михаил Щепкин, игра и творчество которых наглядно демонстрировала преимущество художественного новаторства в театре, умение создавать характеры на сцене.
Аксаков восхищался их игрой, и, как критик, смело защищал творчество этих актеров от реакционеров театрального искусства. В своих рецензиях в журнале «Московский вестник» он неустанно восхищался новаторством творчества своих любимых актеров и реализмов их игры.
В конце двадцатых годов нападки на творчество П.С. Мочалова были еще более ожесточенные, чем на Щепкина. Мочалова обвиняли в излишней простоте игры и отсутствии благородных светских манер.
Поэтому большое значение эта поддержка имела именно для Мочалова, которому постоянно нужно было отстаивать свое понимание и стиль игры, поддержал его поиски в творчестве, оказал ему помощь своим вниманием, советом и критикой друга.
Игру Павла Мочалова театральные критики постоянно противопоставляли игре известного в то время актера Катарыгина. Аксаков в своих критических статьях отмечал лучшую театральную и актерскую выучку Катарыгина, но превосходство Мочалова в таланте, проникновенности игры. Эти два актера имели совершенно разное мировоззрение и различие в их игре имели идейную основу.
В своих статьях Аксаков вступал в полемику с противниками Мочалова, все больше становился адвокатом искусства реализма, которое на сцене утверждали Мочалов и Щепкин и осознавал, что эти великие актеры должны играть на одной сцене с бездарностями.
В своей критическо-театральной деятельности Аксаков радовался всему новому и свежему, что привносили в театр Мочалов И Щепкин, но с сожалением осознавал, что дирекция театра не воспринимаю должным образом их талант.