Важное место в жизни Аксакова С.Т. занимал театр. Он считал, что театр — это не место для праздного времяпровождения, а такая могущественная сила, которая должна влиять на сердца и умы людей, побуждать их на добрые дела.
Успешная карьера театрального критика началась у Сергея Тимофеевича с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия. О необходимости перемен в духе нового века на сцене драматического театра, о котором говорил А.С. Пушкин, ощущал и Аксаков. С самого начала своей деятельности, как критика, С.Т. Аксаков является сторонником реалистического и всего нового, и эта тенденция пронизывает все его печатные рецензии.
По мнению Аксакова главное в игре актеров в драматическом театре не красота движения, внешние атрибуты, а мастерство отображать характеры, выразительность голоса, его жестикуляции. Писатель выдвинул передовую для его эпохи теорию, что характеру персонажа должен соответствовать и его язык.
Все статьи писателя содержали в себе подробный анализ спектаклей. Необыкновенная наблюдательность, превосходное знание законов сценического искусства, умение детально разобраться в игре актеров или оценить весь спектакль в целом – это те качества, которые выгодно отличали его от театральных критиков того времени. Его конкуренты и недоброжелатели иронизировали по поводу его дотошности, что ни артисты, ни актеры, и даже декорации не остаются без внимания детального разбирательства критика.
Театральные статьи Аксакова, которые печатались в «Вестнике Европы», «Московском вестнике», а впоследствии в «Галатее», отличались реалистической направленностью и были довольно примечательным явлением. Его эстетика театрального критика была сформирована в переломный период для сценического искусства России, когда старые методы классического театра уже становились в противостояние с новыми тенденциями и запросами времени.
Большое влияние на этот процесс оказала Отечественная война 1812 года, когда народ выдвинулся на передний план в решении судьбы России, происходило стремительное развитие общества, и стало явственно, что и театр требовал нового дыхания и другого подхода, а не быть статичным великолепием.
Имя С.Т. Аксакова занимает видное место в истории театральной критики, да и для самого Сергея Тимофеевича эта деятельность имела огромное значение в формировании в последующем его как писателя реалистической направленности.