Практически все литературоведы высказывают весьма однообразное мнение о том, что Сергей Тимофеевич Аксаков всю жизнь оставался живым и впечатлительным человеком, но совершенно равнодушным к партиям и общественным движениям. А американский исследователь творческого наследия Аксакова А. Деркин охарактеризовал произведения Аксакова как пастораль в прозе, и увидел в его произведениях уход из современного автору мира в мир, где все является упрощенным.
Но по отношению к С.Т.Аксакову такая точка зрения, несомненно, ошибочна, и может быть объяснена или недостаточным количеством информации, или отсутствием желания увидеть в Аксакове писателя настроенного демократически, а не просто певца природы. На самом деле устремления писателя в природу происходят вовсе не по причине сложности социального мира и простоте деревенской природы.
Аксаков прекрасно видел и понимал социальные проблемы окружающей действительности. Об этом свидетельствуют некоторые его неопубликованные письма, находящиеся в архивах.
Эпистолярное творчество Аксакова очень интересно, так как в нем отражается литературная жизнь России от Державина до Толстого. Писатель был лично знаком практически со всеми значительными писателями и критиками. Для исследователей особенно интересна переписка Сергея Тимофеевича с сыновьями, в особенности с Иваном, который по роду своей службы часто подолгу пребывал вне дома. В своих письмах он постоянно рассказывал отцу о службе, оценивал окружающую действительность.
В одном из ответных писем Сергей Тимофеевич писал сыну, что его поколение, ставшее уже стариками, в юности были совсем другими людьми. И им в голову не могли прийти мысли, исповедуемые сейчас. Прекрасно понимая всю гнилостность и мерзость чиновничества, он искренне сочувствовал сыну, вынужденному пребывать среди них.