В 1991 году в связи с 200 — летием со дня рождения писательницы был открыт известный музей. Популярную успешность в Европе музей смог получить еще в 1915 году, в то время как трилогия Аксакова была переведена на иностранный язык.
Когда приезжаешь в Уфу, то понимаешь, что начинает захватывать дух во время открытия давнего и старинного особняка по улице Зайнуллы. Речь пойдет о мемориальном музее Софии Аксаковой. Как утверждают поклонники, наверняка данное здание имело возможность производить впечатление давней и старинной многоэтажки, если бы не приятная и доступная атмосфера, которая смогла сохранить особую силу духа и воли аксаковской современной семьи. Ее и по сегодняшний день могут поддерживать поклонники музея — сотрудники популярного музея во главе с его начальником, писателем Михаилом Чвановым, ей соответствуют все гости, которые имеют возможность приехать из других республик и стран, новой и уютной энергией питаются юные поклонники. Особая популярность и значимость данного музея может быть достигнута на самой высокой вершине. Как показывает практика, это Указ «Об Аксаковском музее Республики Башкортостан», который подписан Президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым. В указе ведется речь об обеспечении успешной деятельности и работы Аксаковского музея, в том числе осуществление ремонтных и реставрационных работ в уфимском мероприятии.
Дом построен в середине 18 столетия. На участке дома располагается популярная канцелярия города Уфы, где со своей семьей проживал дед писателя Николай Семенович Зубов, который занимал особую должность заместителя. Именно здесь и прошло детство юность матери Сергея Тимофеевича и Марии Николаевны. В 1792 году скончался Н. С. Зубов, и Тимофей Аксаков смог выкупить данный дом с известного аукциона за 400 рублей. После проведения качественного ремонта семья Аксаковых в 1795 году смогла переселиться в это место из дома у озера в Голубиной слободке.
Дом — это достаточно насыщенный образец архитектуры 18 столетия. Жилая часть дома состояла из нескольких анфилад — огромной парадной и малой, в которых сделан особенный вид интерьера, относящийся к общественной жизни наместников конца 18— начала 19 столетий. Все ее музеи заслуживают особых наград, так как это творческая личность, которая может воплотить мечты в реальность. Это было тяжелое время, именно поэтому нужно относится к музеям со всем пониманием.