Статьи
03.06.2013

Размышления о поэзии

Размышления о поэзииВ рукописном наследии Константина Сергеевича Аксакова огромнейшее место занимают труды, имеющие отношение к его суждениям о литературе. К концу 1830х это были работы о поэзии, а в 1840-1850гг он посвятил себя деятельности критика.

В письмах к Марии Карташевской поэт рассказывал о своих рассуждениях поэзии, о которой он говорил, что это неповторимое состояние души, присутствующее далеко не у всех, оно имеет некоторое соприкосновение с такими чувствами, как дружба и любовь. Когда ему один из знакомых задал вопрос: «Вы занимаетесь поэзией?», его слух очень сильно поразило такое понятие, как «занимаетесь». Он считал, что заниматься поэзией, равнозначно занятиям чувствами или дружбой. Поэзию воспринимать в качестве «занятия» невозможно, ведь она неуловима.

В своих письмах к Марии поэт обобщенно описывает имеющиеся у него наблюдения касательно современной поэзии, и старается уяснить некоторые законы творчества. Он утверждает, что стихотворение совершенным станет только тогда, если какая-либо мысль или чувство, которое по обыкновению выражается словами, может выразиться музыкой стихов. Стихи должны быть более музыкальными и гармоничными, нежели просто сухая поэзия со смыслом. К тому же, он считает, что русский язык более поэтичен, и это его превосходство над другими языками.

Аксаков говорит, что между поэтом, межу творцом поэзии, и между тем, кто ее воспринимает — большая разница. Он считает, что понимать поэзию, это означает быть поэтом. В восприятии поэзии нет середины, и ее можно либо понимать, либо нет. Поэзия постигается всегда на уровне чувств. Это означает, что человек, имеющий поэтическое чувство, автоматически становится поэтом. Причем, Аксаков совсем не собирался создавать культ избранного поэта. Вполне вероятно, это обусловлено его увлечением теоретическими и философскими вопросами.

Очень интересны мысли писателя об истории красноречия. В этом вопросе он касается ораторов Древней Греции, красноречия судебных исполнителей и религиозных деятелей того времени. Примечательно то, что в истории красноречия поэт видит начало поэтической истории, тем не менее, он четко указывает на их различия.