Московская квартира, так же как и подмосковное имение Аксаковых – Абрамцево, по праву считаются центами российского славянофильства. Здесь во время проживания как главы семейства Сергея Тимофеевича, так и во время пребывания его сыновей Константина и Ивана, «скопом» собирались их единомышленники, просветительская деятельность которых была направлена на внедрение в умы людей идеи о собственном «народном», «духовном» и «православном» пути становления Российской Государственности. Даже интерьер внутренних помещений проповедует теорию уникальности «истинно» русского духа. Конечно, этот интерьер носит на себе отпечаток вычурной барственности, но никто не будет отрицать, что славянофильство как философское течение зародилось и получило широкое распространение в помещичьей среде собственников – землевладельцев.
Очень интересна в этом отношении характеристика. Которую давали в свое время современники С.Т. Аксакову и членам его семьи.
По словам Владимира Ивановича Панаева городской дом Аксаковых, который располагался в Москве, районе Смоленского рынка отличался гостеприимством, а его хозяин Сергей Тимофеевич «был большой хлебосол и гордился этой добродетелью». Для многочисленного семейства Аксаковых требовалась прислуга и по ее количеству городская квартира больше напоминала деревенский помещичий дом.
Частым гостем на московском подворье был «пророк» славянской идеи Алексей Степанович Хомяков, в его стенах проводил большинство свободного времени «домосед», основатель славянофильства – как философского течения Константин Аксаков, здесь же «пропитался духом панславизма и младший сын Сергея Тимофеевича – Иван.
Многим современникам была непонятна позиция Сергея Тимофеевича в период Отечественной Войны 1812 года. Он не хватался за шашку, не собирал ополчение из дворовых и крепостных крестьян. Он просто почивал на перине в своей захудалой Аксаковке. И только после того как Москва «зализала» раны наполеоновских погромов С.Т. Аксаков опять стал навещать первопрестольную.