Статьи
29.12.2013

Московский кружок славянофилов

Московский кружок славянофиловСлавянофильская тенденция начала формироваться в Российской Империи в начале XIX века, сразу после победы страны в Наполеоновских войнах. Однако, сами последователи этого философско-этического течения воспринимали определение «славянофил» как обидную кличку. По словам Александра Ивановича Кошелева, широко известного в сто время помещика – славянофила, для выразителей этих идей лучше бы подошло определение «туземник» или «самобытник».

Несмотря на официальный статус Санкт-Петербурга как столицы Российской Империи, в 30-х годах XIX столетия активная культурная жизнь широких слоев населения находилась в Москве. Именно здесь зародилось славянофильство как результат идейного выхода из образовавшегося в тот период идеологического вакуума. Причем, начало движения на первых его этапах, носило дилетантский характер. Никак юридически не оформленное, идеологически не обоснованное оно вылилось в домашние вечеринки, с пустопорожним обсуждение стоящих перед Россией проблем. Эти посиделки к началу 40-х голов преобразовались в литературные салоны московской знати, основным месторасположением которых были городские дома московских дворян Елагиных, Свербеевых и Павловых. В это же время начинают выходить и первые журналы, «Сельское благоустройство» и «Русская беседа», которые печатали на своих станицах очерки, критические заметки и литературные опусы славянофилов.

Являясь по своей сути индивидуальным течением, славянофильство впервые публично заявило о себе в 1839 году, в доме члена корреспондента Петербургской академии наук Алексей Степановича Хомякова. Поводом для сплочения разрозненных философских кружков и литературных групп послужила зачитанная А.С. Хомяковым статья «О старом и новом». Не представляя ничего нового для развития существовавших в ту пору религиозно-философских воззрений, статья обобщала исследование основ русских людей. В ответ на это устное послание через полторы недели увидела свет рукопись Ивана Васильевича Киреевского, носящая в то время неофициальное название «ответ А. С. Хомякову». Именно это рукописное пикирование считается точкой отчета славянофильства в России.