Статьи
09.09.2013

Славянофильская доктрина Константина и Ивана Аксаковых

Славянофильская доктрина Константина и Ивана АксаковыхПо мнению славянофилов XIX века, видными представителями которых являлись дети Сергея Тимофеевича Аксакова, Константин и Иван, «российское историческо-государственное начало» требует изучения не только из-за своей самобытности, и оригинальной своеобразности, но и достойно для более глубокого исследования как единственный способ правления в Российском Государстве. По их мнению, именно самодержавие с его высоким духовным уровнем представляет единую общность с национальным духом России. «Великий вопрос государственно-народный» лучше, чем через самодержавную власть решен быть не может.

Из этой постановки вопроса вытекали две основные задачи которые славянофильские теоретики пытались решить: выработка теории общего национального идеала, способного быть воспринятым всеми слоями населения, и определение, исходя из национальной самобытности, «лучшего способа правления на русской земле», который в отличии от «иноземных» форм правления поможет «осуществлению правды на земле».

Решению этих двух задач и посвящена вся славянофильская деятельность Константина Сергеевича Аксакова. Для того чтобы доказать правильность позиций славянофильства, он, в своих публицистических, исторических и философских трудах, постоянно доказывал, следующие основные положения своего мировоззрения:

  • народ самобытен сам по себе и не требует никакого навязывания образа жизни со стороны нахватавшихся, чуждой ему культуры, «западников»;
  • народу свойственно собственное глубокое и устойчивое миросозерцание, прекрасно помогающее мужику преодолеть все тяготы крепостной жизни, но способное выдержать культурный натиск индивидуумов с чуждыми ему образованием и социальным положением;
  • народу от рождения, изначально, присуща собственная самобытная нравственность и религиозность, на симбиозе которых строятся социальные отношения внутри современной крестьянской общины.