Деятельность Константина Аксакова была весьма разнообразна. Он занимался публицистикой, а начиная с 1850х годов и научной деятельностью. Некоторые его научные труды вошли в сборник «Полное собрание сочинений», который, к сожалению, остался незаконченным. Собрание было в 1861-1880гг издано И.С.Аксаковым, а несколько позднее Е. Ляцким издались и художественные произведения писателя. Очень большой интерес вызывают незавершенные статьи, которых имеется достаточно большое количество. В них автор освещает спорные общественные проблемы.
Историк А.Н.Попов в 1855 году читал ответ Аксакова о том, что он делает и пишет, что его заботит. Как утверждает писатель, его мысли занимает неизменно Россия со своим значением, судьбами людей и многогранным выражением русского духа. Все это было отражено в его трудах, занимало его время, и было смыслом его жизни. Кроме того, он занимался исследованием состояния крестьянства, и в целом простого люда с давних времен.
Исторические работы Константина Сергеевича всегда касаются вопросов, относящихся к психологии народа и к его духовности.
В юности Аксаков имел возвышенную, внутренне цельную душу, которая искала свой идеал. Но на смену в зрелом возрасте пришел идеал души народа, которая жила в согласии и не ощущала диссонанса. Это послужило тому, что Аксаковым была создана социальная утопия, которую он построил из составляющих, которые были в свое время живыми и действенными, и из которых были вычленены непреходящие ценности.
Многие исторические материалы, которые находятся в архиве, были изданы. Наброски и статьи в большинстве своем отражают Русские судьбы, а так же внутренние русские противоречия. В них говориться об отношениях с Западом и о том, как эти отношения можно преобразовать.
Аксаков был очень наблюдательным, и его сильно трогало, и он остро реагировал на ограничения в вольном существовании народа, и на то, что государство полностью игнорирует народную самостоятельность. Он видит в этом драматизм современности.