Перманентная борьба между царской цензурой и братьями Константином и Иваном Аксаковым достаточно хорошо известна и описана историографами. Именно придирки этого ведомства сделали невозможным прижизненное издание полного собрания сочинений Константина Сергеевича. Это же ведомство не дало разрешение на театральную постановку делам «Освобожденная Москва» и «Олег под Константинополем». Печатание статьи «Богатыри князя Владимира» во втором томе литературного альманаха «Московский сборник», привело к конфискации и уничтожению тиража, а также к Высочайшему запрещению публиковать свои произведения А. Хомякову, К. и С. Аксаковым, братьям Киреевским и князю В. Черкасскому без дозволения Главного управления цензуры.
Неоднократное закрытие газеты «День» и альманаха «Московский сборник», которые редактировал Иван Сергеевич Аксаков, довели последнего до сердечной болезни и явились косвенной причиной его преждевременной смерти.
Некоторые исследователи, жившие в советское время, объясняли эти порой немотивированные запреты личной неприязнью Председателя комитета иностранной цензур, поэта – романтика Фёдора Ивановича Тютчева ко всей семье Аксаковых. Однако находки, сделанные в Мурановском архиве, позволяют считать эту версию, мягко говоря, надуманной и идеализированной.
Переписка Ф.И. Тютчева с И.С. Аксаковым продолжалось целое десятилетие с 1861 по 1871 год. В своих письмах цензор объясняет, прославившемуся своей прямотой и честностью публицисту, нюансы времени и политической обстановке. По некоторым образцам эпистолярного жанра можно косвенно судить, что именно советы Ф. Тютчева позволили М.С. Аксакову возобновить печатание газеты «Москва», правда без наличия в оной политического раздела.
И уж никак не связано с именем Федора Ивановича решение Государственного Совета о запрещении И.С. Тютчеву заниматься изданием периодики в течении 12 лет. По всей видимости, для литературоведов советского периода Тютчев был очень подходящей фигурой – именно его решением было запрещено издание в России на русском языке присно известного «Коммунистического Манифеста».