Образ сестры не случайно встречается во многих произведениях С.Т. Аксакова. Будучи первенцем он стал и самым обожаемым для матери ребенком. Мать Аксакова ни на минуту не оставляла сына, беседуя с ним часами, поверяя ему свои радости и горести, притворяясь, что малютка сын понимает ее.
Совсем по другому мать относилась к Надежде. Ее появление на свет омрачено болезненными воспоминаниями и мать так и не смогла забыть их. Естественно, нет в том вины новорожденного младенца, но сердце матери оказалось навсегда закрыто для любви к своему младшему ребенку.
Удивительным остается то, что сестра так была привязана к брату, что не оставляла в сердце места для зависти к материнскому предпочтению оказываемому Сереженьке. Она так сильно привязана была к Сереже, что ей казалось совершенно естественным, что мать любит его так же сильно, как же еще можно было любить ее обожаемого брата, друга и наставника. И хотя разница в возрасте была в два года — дети были очень дружны.
Надежда по праву заняла одно из значительных мест в произведениях Аксакова «Детских годах Багрова внука» и других произведениях.
Детские годы проведенные в единении с природой, в кругу любящих людей оставили свой след в творческом наследии Аксакова.
Ольга Семеновна Заплатина , мать Аксакова, еще в детстве столкнулась с жестокостью и несправедливостью.
Мать Ольги — пленная турчанка, которую воспитали в генеральской семье и выдали замуж за молодого Заплатина, необыкновенная красавица, родив мужу дочь и прожив несколько лет — умирает.
Отец маленькой Ольги женится второй раз. Как здесь не вспомнить сказку о Золушке, когда мачеха сделала все, что бы отравить жизнь бедной девочке.
Позже, когда отец тяжело заболел, именно ей, совсем еще юной девушке, пришлось вести дела и взять на себя домашние заботы.
Ольга Семеновна вышла замуж за отца Аксакова в 1817 году. Умная интеллигентная женщина, сыгравшая большую роль в становлении характера будущего писателя, она сумела создать особую интеллектуальную атмосферу родительского дома, которая царила в нем еще много лет. Она и стала для сына и первым читателем, и первым критиком, и первым советчиком .
В романе «Семейные Хроники» Аксаков воссоздает образ горячо любимой матери. Перед нами умудренная не по годам, молодая женщина, которая не по своей воле взвалила на свои хрупкие плечи всю ответственность: и за дом, и за отца, и за людей.