Статьи
14.04.2014

Любовь Аксакова к жизни

47Читая Сергея Тимофеевича Аксакова, мы удивляемся чистоте русского слова. Начиная от его мемуаров до Семейных Хроник, каждая строчка автора дышит чистотой русской словесности.

Аксаков театральный критик и отец двух сыновей, ярых славянофилов, оставивших след в русской истории только к 56 годам сформировался как писатель. Именно Писатель! Настоящий Мастер слова. Как писал Гоголь в свое время Аксакову «Ваши березки более живые, чем мои люди».

Но прежде чем приступить к работе его жизни — трилогии посвященной трем поколениям одной семьи он написал сборник небольших романов о природе, о рыбалке и охоте. Публикация этих произведений произвела фурор. И критики и читатели признали несомненный талант автора. Каждая глава книги представляла собой законченное произведение и в тоже время каждая, как части мозаики складывалась открывая перед читателем полную картину замысла автора.

Каждое произведение является ярким изображением его волнения на любое проявление мира природы.

Белый стих в прозе Аксакова

Вся проза Аксакова легка и прозрачна и обнаруживает незримую связь и взаимодействие со стихами, незримо превращаясь в белый стих, стихи не имеющие стихотворной формы. Это незаметное присутствие стихотворного текста в произведениях возможно и обеспечивают эту легкость восприятия, эту эфемерность и прозрачность, как если бы мы смотрели на мир через прозрачное стекло его творчества.

Аксаков не раз утверждавший, что не имеет таланта вымысла, что он может только точно передавать действительность «живой мир», в действительности не приемлет погружения в мистицизм, в мир вымысла и прикрас. Именно реальный мир привлекает Аксакова.

Аксаков в своих произведениях отталкивается от идеи, что любые беспочвенные фантазии пагубно влияют и на автора и на читателя, о чем неоднократно предупреждал Н.В. Гоголя, написав другу о  непринятии любого рода мистицизма, проглядывавшего в произведениях Гоголя.

46

Шаманство и мистицизм, манипуляции с реальностью, переписывание истории и различного рода спекуляции вызывали у Аксакова мнение о поверхностности автора.

Для Аксакова страшно отказаться от реальности. Блеск придуманных миров или метафизический поиск, для писателя не интересны и может быть даже опасны. Его мир — это реальность, наполненная любовью к жизни.

Именно любовь к жизни такой какая она есть позволяет беспристрастно относиться к ней.