Статьи
03.11.2013

Критика и литературные мемуары С.Т. Аксакова

Критика и литературные мемуары С.Т. АксаковаВо время сельского периода своей жизни (1812 … 1826 годы) Сергей Тимофеевич Аксаков занимается в основном переводами французских и английских писателей, и драматургов. Единственным его самостоятельным произведением был критический очерк о театральных постановках московских театров, увидевший свет в «Вестнике Европы» (1825).

По приезде в Москву, одновременно с выполнением обязанностей на государственной службе в должности цензора, в 1928 … 1930 годах он становится постоянным театральным критиком, пишущим очерки для литературного сборника «Московский вестник». Благодаря его таланту и трудовой активности, к сборнику стало прилагаться «Драматическое добавление» в издании, которого С.Т. Аксаков исполняет роли автора и редактора. Помимо работы в «Московском вестнике» писатель публикует несколько критических статей в журналах «Галатея» (1829 год) и «Молва» (1932 год).

В связи с тем, что Сергей Тимофеевич работал в Московском цензурном комитете, многие критические статьи, написанные им, были опубликованы анонимно или под псевдонимом. Однако эта анонимность вылезла боком редактору альманаха Михаилу Петровичу Погодину, который на запрос Цензурного комитета об авторстве одного из очерков, отказался назвать фамилию Сергея Тимофеевича, чем вызвал высочайшее неудовольствие Императора Николая I.

С.Т. Аксаков первым их российских критиков оценил талант крепостного актера графа Г. С. Волькенштейна — М. С. Щепкина, который впоследствии становится основоположником собственной школы актеров России. В 1830 году писатель публикует два очерка, под общим названием «Письма из Петербурга к издателю «Московского вестника»», где приводит сравнительную характеристику актерского мастерства М. С. Щепкина, П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина.

Смерть Н.В. Гоголя, с которым писатель поддерживал дружеские отношения, потрясла Сергея Тимофеевича. Он публикует два открытых письма, в которых просит своих коллег по критиканскому цеху с большой осторожностью относиться к описанию личной жизни Николая Васильевича.