Основоположник раннего славянофильства Алексей Степанович Хомяков в одной из своих последних статей «Сергей Тимофеевич Аксаков» (1860 год) рассказал о том, какое влияние оказал писатель на идеологию зарождающегося славянофильского движения. Хомяков указывал, что творчество С.Т. Аксакова не было замечено на заре его писательской карьеры, не продолжалось всю сознательную жизнь литератора, а многогранно засверкало лишь на закате жизни, воплотив в себе весь опыт прожитой жизни и выстраданных душевных мучений.
Подвергнув глубокому анализу весь литературный путь С.Т. Аксакова, Ф.С. Хомяков указывает, что истинное признание российских любителей изящной словесности Аксаков прибрел только после выхода в свет его публицистических очерков, объединённых общими именами «Записки об ужении», «Записки оренбургского охотника» и «Записки любителя бабочек». Причем мемуаристской литературе, которая является основным объектом сегодняшних литературно-исторических исследований, он отводил вторичное место. Хотя при этом С.Т. Хомяков подчёркивает колоритность мемуарного стиля: «когда писатель перешел от воспоминаний охотничьих к другим биографическим, своим или чужим, но и последние были восприняты как собственные».
Алексей Степанович обращал внимание почитателей таланта Аксакова на то, что в своих литературных творениях писатель абсолютно искренен. Его воспоминания выступают с такой светлой истинностью, где заподозрить самолюбование и позёрство невозможно. Сергей Тимофеевич никогда не лгал, не приукрашивал ни внешний мир, ни «предметы, которые в нем отражались».
А. С. Хомяков отмечает, что «художественные стихи» произведений Сергея Тимофеевича состоят в отчетливости выражений и оборотов литературного изложения. В его творчестве невозможно найти «неверное слово или прилагательное» несвойственное предмету.
В заключительной части статьи Хомяков подчеркивает, что имя С.Т. Аксакова украсило русскую словесность и после его смерти войдет навечно в память потомков.