Дагерротип. Так называется предшественник фотографии, получаемый на посеребренных медных пластинках. Дагеротипия получила распространение примерно с 1839 года, процесс получения изображения был сложным, длительным и опасным, однако благодаря ему сохранились для нас лица многих выдающихся деятелей прошлого без художественных приукрашиваний, зачастую свойственных портретам.
Началась эта история с того, что уфимский художник Николай Куприянов обратил внимание на иллюстрации к некой статье, изображающие одного и того же человека. Вы догадались, о ком речь. Облик Аксакова представляется нам по гравюре, имя автора которой история до нас не донесла, с волосами, зачесанными назад, усами и бородой. Именно эта гравюра воспроизводится на большинстве его книг, издающихся в наше время. На других портретах усов нет, зато есть пышные бакенбарды. Известен так же портрет писателя с непривычной прической и пушкинскими бакенбардами. Куприянов задумался, какое же из изображений передает настоящий облик автора и, как увидим ниже, ему удалось выяснить это.
Самый известный портрет писателя принадлежит кисти Крамского. Известно также несколько портретов Аксакова, сделанных акварелью. Как ни странно, они мало согласуются между собой. И дело даже не в бороде или усах, форму которых легко изменить, а при желании сбрить совсем. На портретах разнится форма лица, округлое и даже слегка полноватое на акварелях и худощавое на портрете маслом. Совершенно по-разному передают портреты и характер писателя. Если на одних мы видим благодушного и добродушного барина (что более соотносится к стилю письма Аксакова), то на других он производит впечатление человека раздраженного, со скверным и сварливым характером. Вполне вероятно, что, работая над портретом, каждый художник подсознательно привносил в него черты, свойственные ему самому. Причем, разглядывая разные портреты, начинаешь задаваться вопросом – а знали ли авторы писателя? Писали ли они с натуры или перерисовывали один портрет с другого? Этими вопросами интересуются до сих пор.