Аксаков интересовался не только литературой. Всю свою жизнь Сергей Тимофеевич был неразрывной нитью связан с музыкой. Музыкальные впечатления детства со временем окрашивались новыми красками и, несомненно, оставили след в его произведениях.
Сергей, как и все дворяне того времени, получал музыкальное образование в семье, в доме родителей. Мать пела ему свои нежные колыбельные, она сумела привить мальчику любовь к музыке. Его музыкальность обусловлена и любовью к народному фольклору, как русскому, так и башкирскому. Всю жизнь писатель восторгался песнями русских крестьян, а особенно голосистой Матрены, песни и голос которой запали ему в душу.
Большую роль в приобщении еще маленького Сережи сыграла его тетушка, которая брала мальчишку на народные праздники, где он погружался в чарующие напевные мелодии, слышал чудесные голоса, как бы исходившие из самой древности.
Башкирия, где проживал будущий писатель, ее, несомненно, музыкальный и талантливый народ, жизнь, обычаи и песни которого Аксаков изучал с детства, также способствовал формированию его музыкального вкуса. Знакомы были писателю и башкирские народные музыкальные инструменты, игрой которых он восхищался, особенно духовым инструментом — кураем.
Но познания Аксакова были не только в народной, но и в светской музыке того времени. Тетушки будущего писателя приобщали его к песням, которые стали предшественниками русского романса. Также в те времена была мода на домашние музыкальные спектакли, многие дворяне создавали свои крепостные театры. Особенно Аксакова увлекал театр с оркестром помещика Дурасова, где Сергей впервые познакомился с новыми музыкальными инструментами, ведь ранее, в родительском доме, он слышал лишь скрипку и балалайку.
Незабываемым впечатлением из детства явилось для Сережи песнопение в церкви и колокольный звон, где пела в хоре одна из его родственниц.
Все эти впечатления не только наложили неизгладимый след на его музыкальный вкус, но и привили большую любовь к театральным действам, повлияли на его увлечение театром, сценическим искусством и литературой.
Аксаков не только восхищался музыкой, как слушатель, но и помогал композитору Верстовскому. Им были написаны либретто для опер «Аскольдовой могилы» и «Вадим». Опыт работы с композитором послужил толчком в его писательской деятельности.